Материальные потери автозавода нарастают, как снежный ком, из-за переноса выходных дней, растянутых смен, сверхурочных работ. В том же 1987 году выходные пришлось переносить 22 раза. Сверхурочные работы приблизились к 190 тысячам человеко-часов. «На прорыв» в цехи основного производства то и дело направлялись работники вспомогательных цехов, гарантийных станций, технических отделов. Непроизводительные выплаты из фонда зарплаты составили за тот год 736 тысяч рублей.

Таков счет потерям материальным. А чем измерить моральные? Они, думается, не менее ощутимы. Прямым их выражением, безусловно, можно считать снижение престижности работы на автозаводе, все еще высокую текучесть кадров.

Итак, на сегодняшний день мы имеем дело с двумя противодействующими сферами. С одной стороны, попытка научно систематизировать управление производством, с другой — лишенная пока достаточной надежности практика материально-технического обеспечения. На стыке этих слабо увязанных сфер постоянно находятся те, кто непосредственно управляет производством и вынужден принимать на себя основной удар. Назовем их условно компенсаторами.