Москвич-412 выпускался в Ижевске с 1968 по 1997 годы

«Москвич-412» – это хорошо известный в мире советский, позже российский, малолитражный заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан, который серийно производился в Москве на заводе МЗМА/АЗЛК (в 1967-1977 годах), а также на Ижевском автомобильном заводе (в период с 1968 по 1997 годы). При этом ижевский вариант первоначально отличался лишь логотипами «Иж» на решетке радиатора и рулевом колесе. «Москвич-412» ярко продемонстрировал, что при отсутствии должного развития даже некогда прославленный автомобиль не имеет перспектив в конкурентной борьбе.

Данная модель являлась модификацией «Москвича-408», при этом долгое время обе модели выпускались параллельно. К существенным отличиям «Москвича-412» относились современный по тем временам легкосплавный двигатель УЗАМ-412 рабочим объемом 1,5 литра с верхнерасположенным распределительным валом и полусферическими камерами сгорания, усилитель тормозного привода и рычажная система переключения передач. Мощность нового двигателя составляла 55 кВт (75 л.с.). По своей конструкции он являлся, по сути, копией двигателя M10, разработанного немецкой компанией BMW, но отличался от него более современным, алюминиевым, блоком цилиндров со сменными гильзами. На тот период двигатель «Москвича-412» был очень передовым и мощным по сравнению с агрегатами легковых автомобилей западных производителей. Это обеспечило советским седанам победы в нескольких крупных международных раллийных гонках в период с конца 1960-х по начало 1970-х годов. Для АЗЛК это был самый успешный период в его истории.

412-я модель была запущена в производство в 1967 году. В течение первых лет «Москвичи-412» как московского, так и Ижевского производства (а также «Москвичи-408») выпускались с кузовом образца 1964 года, в котором были предусмотрены задние фонари вертикальной компоновки и круглые фары. В том же 1967 году был внедрен в производство унифицированный кузов, адаптированный для установки силового агрегата как 408-й, так и 412-й модели. Тем не менее, в конце 1969 года и в Москве, и в Ижевске был внедрен в производство измененный кузов, также допускавший установку силовых агрегатов обеих моделей и одновременно отвечавший текущим требованиям пассивной безопасности (были добавлены крепления ремней безопасности и мягкие накладки на выступающие элементы интерьера, новые прямоугольные фары и горизонтальные задние фонари). Благодаря проведенным во Франции успешным сертификационным испытаниям модернизированных автомобилей «Москвич-408» и «Москвич-412», к названиям обеих моделей были добавлены буквы ИЭ (И = соответствие международным стандартам пассивной безопасности (наличие зоны деформации, отсутствие травмоопасных частей панели приборов); Э = экспортная модель). Таким образом, появилась возможность экспорта «Москвича-412ИЭ» на рынки промышленно-развитых стран Запада.