ВАЗ-2106 собирался в Ижевске в 2001-2006 годах

ВАЗ-2106 («Жигули 2106»/«Lada 1600») – это известный советский и российский легковой седан с задним приводом и переднерасположенным двигателем.

Этот автомобиль, выпускавшийся в период с 1976 по 2005 годы, был создан на базе того же кузова, что использовался и в других моделях «Жигулей», и представлял собой более люксовую модификацию ВАЗ-2103. ВАЗ-2106, в дизайне которого прослеживается некоторое влияние итальянского FIAT 125, по своему оснащению, которое было богаче, чем у всех остальных моделей Волжского автозавода того времени, стал «современным автомобилем высшего класса», ведь в нем присутствовали подголовники сидений, тахометр, подлокотники дверей, усилитель тормозного привода и другие устройства), а также использовались материалы высшего качества (прежде всего, искусственный материал под дерево и кожа) и множество хромированных элементов внутренней и наружной отделки. Изначально эта модель оснащалась двигателем Fiat рабочим объемом 1,6 л и мощностью 73 л.с. Для стран социалистического лагеря это был просто образцовый автомобиль, поэтому он в больших количествах экспортировался в социалистические и просоциалистические страны, такие как Республика Куба, Арабская Республика Египет и Эквадор. В тот период, когда Советский Союз заглядывался на международные рынки, на которых, как правило, господствовали американские бренды, Волжский автозавод даже разработал «канадский» вариант модели «Lada-1600», выделявшийся своими большими агрессивными бамперами, которые соответствовали американскому стандарту того времени. На выбор покупателя этот автомобиль предлагался даже в комплектации с виниловой обивкой потолка и/или клетчатой обивкой салона.

В 1978 году на рынке появилась модификация ВАЗ-21061 («Lada 1500GL»). Одновременно с этим в СССР была представлена модификация ВАЗ-21063 («Lada 1300GL»), которая, правда, не снискала успеха. Она просто была недостаточно «благородной». Правда, к тому времени ВАЗ-2106 уже утратил свою престижность, перестал соответствовать техническому уровню и мог продолжать существование только в качестве базовой модели. В итоге, лишившись искусственной отделки под дерево и кожаной обивки, которые уступили место грубому пластику и обивке потолка из искусственной кожи, он занял в модельном ряду Волжского автомобильного завода место ВАЗа-2101. Чтобы сохранить хотя бы отголосок прежнего лоска, в 1990 году АвтоВАЗ вопреки своим предварительным планам отказался удалить из экстерьера «шестерки» последние хромированные молдинги.

С одной стороны, предприятие хотело постепенно избавиться от устаревшей модели, но, с другой стороны, не желало отказываться от всё еще достижимого потенциального оборота от торговли ею. Поэтому в 1998 году производство модели было перемещено на завод «РосЛада» в Сызрань, где оно продолжалось до 2002 года, а в 2001 году – на Ижевский автомобильный завод/ИжАвто, где ВАЗ-2106 собирался до 2006 года. В Тольятти «шестерка» была окончательно снята с производства в 2002 году. В 2003 году сборку модели из автокомплектов наладили на ЛуАЗе, Украина. В январе 2006 года ВАЗ-2106 был снят с производства на ИжАвто, и на этом производство этого популярного автомобиля полностью прекратилось. Конечно же, в силу своего «преклонного» возраста эта модель уже мало что могла противопоставить конкурентам, даже несмотря на свою действительно выгодную цену (всего около 3000 евро). Тем не менее, «Lada 1600» до самого конца продолжала хорошо продаваться в странах, где отсутствуют жесткие нормы токсичности отработавших газов, хотя предлагалась она там в комплектации только с бензиновым двигателем рабочим объемом 1,6 л и мощностью 74 л.с. и без каталитического нейтрализатора отработавших газов. Однако введение нормы ЕВРО II в России означало конец модели ВАЗ-2106, даже несмотря на то, что её двигатель нашел применение в «Жигулях» седьмой модели.

За 30 лет выпуска было произведено почти 4,4 миллиона «шестерок». Один только АвтоВАЗ изготовил 4 175 319 экземпляров. ИжАвто собрал за 3 года чуть более 133 тысяч, а «РосЛада» – свыше 80 тысяч штук. Сюда же необходимо добавить автомобили, собранные украинским предприятием ЛуАЗ, правда, количество произведенных им «шестерок» не озвучивается. Как бы то ни было, длительный период выпуска и высокие показатели продаж свидетельствуют о том, что ВАЗ-2106 несомненно был самым популярным советским и российским автомобилем всех времен.