Ни в коем случае не переоценивая сегодняшний показатель качества автомобиля, попытаемся разобраться в факторах, определяющих достигнутый уровень исполнения. Многие заводские специалисты относят сюда несколько основных причин. Это и целенаправленная работа по совершенствованию технологии, и внедрение комплексной системы управления качеством, и постоянное повышение квалификации кадров, и введение государственной приемки.

Если же говорить о том, что повлияло непосредственно на снижение рекламаций, то здесь нужно назвать в первую очередь достижение более ритмичной работы. Было время, когда на заводском дворе скапливалось по 3—4 тысячи некомплектных машин, и именно они, как показал последующий анализ, давали основную массу потребительских претензий. Покончили с этим злом — и показатель зарекламированной продукции резко пошел вниз. С другой стороны, более квалифицированное техническое обслуживание машин, находящихся в эксплуатации, их предпродажная подготовка тоже сняли с повестки дня многие жалобы. Но об этом вопросе, заслуживающем особого внимания, — разговор впереди...