В последние годы часто можно услышать: качество— это система. Под такой формулировкой подразумевается прежде всего то, что к столь сложной проблеме подойти лишь с одной стороны невозможно. Требуется многоплановый, как принято говорить, комплексный подход к вопросам планомерного повышения качества труда и продукции. И в поисках его автозавод прошел, пожалуй, все те этапы, которые прошла наша промышленность в целом. Вначале он позаимствовал и применил саратовскую систему бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления.

Кстати сказать, в 1988 году этот показатель составил в среднем по предприятию 96,2 процента. Но саратовский вариант замыкался непосредственно на производственном участке, в цехе. Он не охватывал ни проектировщика, ни сферу эксплуатации продукции. По мере того как появлялись новые системы (КАНАРСПИ — качество, надежность, ресурс с первого изделия, НОРМ — научная организация работ по повышению моторесурса), автозаводцы совершенствовали свою деятельность в этом направлении.

Найти нужные решения помог львовский опыт, одобренный в свое время Центральным Комитетом партии. У львовян был заимствован комплексный подход к проблеме управления качеством труда и продукции. За единицу качества взяли достигнутый уровень. Рассмотрели влияющие на него факторы, определили их весомость, иначе говоря, оценили все параметры качества количественными измерителя ми. Это уже была по-настоящему комплексная система, вобравшая в себя и саратовский, и горьковский, и ярославский, и, конечно же, львовский методы управления качеством.