Практикуется количественная оценка качества труда не только рабочих, но и инженерно-технических работников, управленцев, словом, каждого. Кт — этот коэффициент прочно вошел в жизнь автозаводцев как показатель квалификации, исполнительности, творческой инициативы. Чем он выше, тем выше и оплата труда. Есть предел, за которым следует не надбавка к основному заработку, а, наоборот, вычитание определенной суммы. Невыполнение норм, заданий и должностных обязанностей, низкое качество продукции, нарушения дисциплины, простои — все это должно повлечь за собой и определенное снижение заработка. Так осуществляется двустороннее действие стимула — не только вознаградить за хороший, добросовестный труд, но и предупредить всевозможные отступления от требований. Именно не столько наказать, сколько предупредить, — в этом основной смысл морального и материального стимулирования на автозаводе.

Доля доплат за качество в общем объеме премиальной части заработной платы достигает 40 процентов. Правда, в какое-то время абсолютная величина этого материального стимула несколько снизилась. Произошло это в связи с повышением тарифных ставок при практически не изменившихся фондах заработной платы и материального стимулирования. В результате влияние на качество рублем несколько ослабло. Заводские экономисты, работники ОТК, линейный управленческий персонал забили тревогу. Теоретически выход подсказал переход на полный хозрасчет и самофинансирование. Но практически этот процесс затянулся и не принес на первых порах положительного результата.