Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
История Ижавто - Партнеры Ижевского автозавода

 

Производство автомобилей на АЗЛК

АЗЛК (Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола) – крупное советское и российское автомобилестроительное предприятие, располагавшееся в Москве и производившее легковые автомобили марки «Москвич». Под названием «АЗЛК» завод существовал в период с 1968 по 1992 годы, а затем был преобразован в ОАО «Москвич», которое прекратило своё существование в 2006 году.

Строительство предприятия началось в 1929 году в Москве в сотрудничестве с компанией Ford. В ноябре 1930 года на построенном заводе была начата сборка легковых автомобилей и грузовиков марки Ford, а в декабре того же года он получил название «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи (КИМ)». Первоначально на заводе осуществлялась лицензионная сборка легковой модели Ford A (с 1930 по 1933 гг.) и грузовой модели Ford AA (с 1930 по 1932 гг.). С 1933 года, когда предприятие стало филиалом Горьковского автомобильного завода, был осуществлен переход на сборку моделей ГАЗ-А (с 1934 по 1935 гг.) и ГАЗ-АА (с 1933 по 1939 гг.) соответственно. В 1939 году завод обрел самостоятельность в рамках Глававтопрома и был переименован в «Московский автомобильный завод имени КИМ». Одновременно с этим началась разработка малолитражной модели КИМ-10 и её модификаций (КИМ-10-51 с кузовом типа фаэтон со складывающимся верхом и КИМ-10-52 с 4-дверным кузовом седан) на базе автомобиля Ford Prefect. В итоге, запуск производства модели КИМ-10 состоялся в 1940 году. При этом предприятие было ориентировано на относительно высокие объемы выпуска автомобилей, которые должны были способствовать повышению уровня моторизации страны. Однако, когда началась Великая Отечественная война, серийное производство автомобилей КИМ-10 было полностью остановлено, и автомобильный завод перешел на выпуск продукции военного назначения.

Сразу после завершения Великой Отечественной войны Совнарком СССР вынес постановление о возобновлении выпуска автомобилей на Московском автомобильном заводе, а также о разработке и производстве легковых автомобилей марки «Москвич». Одновременно предприятие было переименовано сначала в «Завод малолитражных автомобилей» (ЗМА), а позже – в «Московский завод малолитражных автомобилей» (МЗМА). В середине 1946 года в качестве репарации за Великую Отечественную войну из немецкого Рюссельсхайма в Москву была перевезена часть технологических линий для производства модели Opel Kadett I (K38) образца 1938 года. Заводу МЗМА было поручено разработать на базе этой немецкой модели автомобиль, способный конкурировать как на советском, так и на международном рынках. Им стал «Москвич-400», серийный выпуск которого был налажен в 1947 году. Однако экспорт автомобилей этой модели начался лишь в 1950 году с поставок в Финляндию.

В 1954 году на базе «Москвича-400» была разработана модернизированная модель «Москвич-401», а в 1955 году был создан «Москвич-402» (выпускался с 1956 года), отличавшийся от своих предшественников «понтонным» кузовом и двигателем, мощность которого была увеличена до 35 л.с. В модели «Москвич-407» (модернизированная версия «Москвича-402»), которая была разработана летом 1958 года, был применен современный по тем временам двигатель мощностью уже 45 л.с. с верхним расположением клапанов. Параллельно на базе модели «Москвич-407» были разработаны универсал «Москвич-423» и полноприводная модификация с увеличенным дорожным просветом «Москвич-410», оснащенная подключаемым приводом передних колес и двумя понижающими передачами для движения по бездорожью. Кроме того, с 1959 года стал выпускаться «Москвич-411» с кузовом универсал. В 1962 году на базе «Москвича-407» была разработана так называемая «переходная» модель «Москвич-403» с кузовом, практически идентичным кузову 402-й и 407-й моделей, но отличавшаяся от них основательно усовершенствованной ходовой частью и модифицированным двигателем.