Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
История Ижавто - Партнеры Ижевского автозавода

В 1968 году предприятие МЗМА было переименовано в АЗЛК. Еще в 1964 году был полностью изменен внешний дизайн кузова «Москвича-403». Новая модель «Москвич-408» получила 4-ступенчатую коробку переключения передач, увеличенную площадь остекления кузова, увеличенные ветровое и заднее стёкла, а также 13- или 15-дюймовые колеса. Значительного технического скачка предприятие достигло осенью 1967 года, наладив серийное производство модели «Москвич-412», которая выпускалась параллельно с «Москвичом-408» и была оснащена легкосплавным двигателем рабочим объемом 1,5 литра с верхнерасположенным распределительным валом и полусферическими камерами сгорания, усилителем тормозного привода и рычажным механизмом переключения передач. Новый двигатель развивал мощность 55 кВт (73 л.с.). По своему устройству он представлял собой копию двигателя M-10 концерна BMW, но в отличие от немецкого образца уже имел алюминиевый блок цилиндров. Гильзы цилиндров были сменными. По своей конструкции двигатель был очень современным для того времени и более мощным даже по сравнению с двигателями легковых автомобилей западного производства. Так, в период с конца 1960-х по начало 1970-х годов «Москвич-412» принес предприятию АЗЛК значительные успехи в международных раллийных соревнованиях. Речь идет в особенности о гонках большой протяженности, таких как Кубок мира 1970 года по ралли-марафону Лондон-Мехико протяженностью 25 тысяч км и ралли «Тур Европы» 1974 года. Ралли 1974 года завершилось общей победой Стасиса Брундзы из Каунаса на «Москвиче-412». При этом литовец победил в международных гонках, которые в те годы выигрывались исключительно на таких автомобилях, как Opel Ascona или Porsche Carrera. Этот период был самым успешным для московского предприятия.

С 1966 года сборка «Москвича-408» параллельно осуществлялась и на Ижевском автомобильном заводе. А с 1967 года в Ижевске началось параллельное производство «Москвича-412» под маркой «Иж», который имел частично отличающиеся от московских варианты кузова и комплектации.

В 1976 году на АЗЛК в результате глубокой модернизации «Москвича-412» была создана модель «Москвич-2140», производство которой, несмотря на её уже устаревшую конструкцию, продолжалось до 1988 года.

«Москвичи» 408-й и 412-й моделей производства АЗЛК пользовались хорошим спросом, в том числе и за рубежом, и довольно успешно экспортировались. Так, в бывшей ГДР в 1960-е годы «Москвич-408 ИЭ» (Moskwitsch 408 IE) по своей цене поначалу позиционировался чуть ниже «Вартбурга» (Wartburg) и хорошо зарекомендовал себя в качестве такси, учебного и служебного автомобиля. До конца 1960-х годов он являлся одним из самых мощных и надежных легковых автомобилей в ГДР и поэтому пользовался популярностью.

В 1972 году на рынке этой страны впервые появилась новая модель «Москвич-412 ИЭ» (Moskwitsch 412 IE). При этом параллельно продолжался экспорт модели Moskwitsch 408 IE.

Экспорт «Москвичей» в ГДР прекратился в 1978 году. Однако благодаря своей надежности и ходовым качествам, эти автомобили до самого развала Восточной Германии прочно сохраняли за собой место служебного автомобиля в государственных учреждениях, медицинской службе и сельскохозяйственных производственных кооперативах.

В период максимального подъема, когда объем экспорта составлял около половины всего объема выпуска «Москвичей», поставки автомобилей не ограничивались лишь государствами Восточной Европы. Большое их число поставлялось в Финляндию, Данию, Францию, Нидерланды и Великобританию. И хотя уже во второй половине 70-х годов 20-го века стали снижаться объемы экспорта продукции предприятия даже в страны социалистического лагеря, на дорогах Ирака, Монголии, африканских государств и Кубы до сих пор можно встретить «Москвичи» моделей 412 и 2140. Это говорит о выполнении одного из важнейших принципов конструкции «Москвичей»: долговечности этих автомобилей.

С 1967 года сборка «Москвича-408» под обозначением Rila 1400 производилась и в Болгарии. Позже там же была налажена сборка автомобилей моделей 412 и 2140, часть которых поставлялась под названием Rila 1500. «Москвич-2138» сходил с болгарского конвейера под обозначением Rila 1360. Часть автомобилей Rila оснащалась дизельными двигателями, изготовленными по лицензии британской компании Perkins, во всем же остальном эти малолитражки соответствовали своим советским оригиналам.

Кроме того, сборка вариантов «Москвичей» и оснащение части из них дизельными двигателями Perkins также осуществлялись в Бельгии. Эти автомобили продавались под названиями Moskvich elite или Scaldia. Так, собранные в Бельгии «Москвичи-408» предлагались под брендом Scaldia 1300.

В 1980-е годы объемы экспорта заметно сократились. С начала 80-х годов 20-го века в государства Запада экспортировалась уже только версия люкс 1500 SL «Москвича-2140». Однако, поскольку автомобиль сохранял устаревший узкий и высокий кузов, а также в связи с тем, что Волжский автозавод предлагал более внушительный модельный ряд, лишь немногие зарубежные покупатели видели смысл покупать «Москвич», устаревший к тому времени уже и в техническом отношении.

Начиная со второй половины 1980-х годов завод безуспешно пытался вновь поднять объемы сбыта своих автомобилей за счет новой модели «Москвич-2141», серийное производство которой было налажено в 1986 году. Позже бельгийская компания Scaldia-Volga AS наладила у себя сборку экспортного варианта «Москвича-2141» с дизельным двигателем Ford.

Модель 2141 производства АЗЛК погубили низкое качество сборки и высокая подверженность кузова коррозии. «Москвич-2141» не выдерживал конкуренции, однако его выпуск продолжался до 1998 года.

В 1990 году, а также в период с 1992 по 1995 годы предпринимались попытки продажи в Германии нового «Москвича-2141» «АЛЕКО», однако они не увенчались сколько-нибудь значимым успехом.

В 1992 году предприятие АЗЛК было преобразовано в ОАО «Москвич». 28 февраля 2006 завод, задолженность которого на тот период составляла около 700 миллионов евро, был признан банкротом и фактически прекратил существование. За свою 76-летнюю историю он произвел свыше 4 миллионов автомобилей.