Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
История Ижавто - Партнеры Ижевского автозавода

 

Логотип группы "СОК"

Закрытое акционерное общество Группа «СОК» – это известная российская финансово-промышленная группа, с середины 1990-х по конец 2000-х годов занимавшаяся строительством, мостостроением, выпуском различных товаров народного потребления, производством окон и керамической плитки, а помимо этого содержавшая сеть развлекательных центров и кинотеатров в Приволжском ФО. Однако основной сферой деятельности группы (приносившей около 2/3 от общего оборота) являлось производство легковых автомобилей и автокомпонентов, а также торговля ими. При этом выпуск автомобильных комплектующих был основан на сотрудничестве с ОАО «АвтоВАЗ». Головной офис компании располагался в городе Самара.

Своим названием компания обязана небольшой речке Сок, которая впадает в Волгу недалеко от Самары. В 1994 году так был назван вновь созданный автосалон будущей группы, осуществлявший продажи ВАЗов на правах дилера тольяттинского автогиганта. Именно этот год можно считать датой основания группы. Позже аббревиатура «СОК» получила вполне уместную расшифровку – «Самарская объединенная компания».

Вскоре объемы продаж автосалона выросли до 30 тысяч автомобилей в год. Однако успешному ведению бизнеса в «лихие» 1990-е годы очень сильно мешали криминальные структуры, что нашло своё отражение, в частности, в убийствах владельцев ряда конкурирующих самарских автосалонов. Однако, благодаря поддержке местной милиции и внедрению в штат компании её сотрудников, автосалону «Сок» удалось выжить и к 1997 году даже консолидировать рынок.

Согласно некоторым источникам, поставщиком «Жигулей» для компании являлся сам генеральный директор и президент ОАО «АвтоВАЗ». К тому же торговля автомобилями в те времена могла приносить до 200 % прибыли за счет того, что розничные цены на «Жигули» на Тольяттинской универсальной бирже иногда могли быть до 3 раз выше отпускных цен АвтоВАЗа.

После кризиса 1998 года компания «Сок» стала оказывать финансовую помощь компаниям, оказавшимся на грани банкротства, и использовала эту ситуацию для приобретения долей собственности в них, после чего внедряла на подконтрольные предприятия своих управленцев и охрану. По такой схеме к 2005 году «СОК» завладел сызранским заводом «Пластик», который является основным поставщиком пластиковых компонентов для ВАЗов, а после этого фактически поглотил около двадцати поставщиков АвтоВАЗа. Кроме того, некоторые предприятия-поставщики (Димитровградский и Скопинский автоагрегатные заводы) остались в собственности Волжского автозавода, но оказались под управлением группы «СОК», что выразилось в том, что их руководство и охрана являлись представителями группы.

В 2000 году её менеджеры внедрились в руководство ОАО «АвтоВАЗ», в частности в дирекцию по продажам. Благодаря влиянию самарцев, по меньшей мере 15 % общего объема поставок автогиганта приходилось на близких к группе дилеров.

Кроме того, на бездействовавшем оборонном заводе «Луч» в Сызрани был создан автосборочный завод «РосЛада», выпускавший более дешевые, чем на АвтоВАЗе, «Жигули» из приобретаемых с большой скидкой тольяттинских автокомпонентов. Благодаря этому принадлежавший группе «СОК» завод имел преимущество при продаже готовых автомобилей и не испытывал никаких проблем даже в периоды кризисов сбыта на самом АвтоВАЗе.

Одновременно была основана компания «Соло», ставшая монополистом в сфере поставок вазовских запчастей для вторичного рынка.

Весной 2000 года группа «СОК» как потенциальный инвестор пришла на переживавший упадок Ижевский автомобильный завод. Исполнительным директором автозавода был назначен М.В. Блохин, переведенный в Ижевск с должности руководителя завода «РосЛада». В итоге, с 2005 года на принадлежавшем группе ижевском предприятии в рамках заключенных с южнокорейской компанией KIA Motors Corporation контрактов осуществлялась сборка автомобилей моделей Kia Spectra, Kia Rio и Kia Sorento. Также планировалось осуществление аналогичного проекта на ОАО «АвтоВАЗ». Однако в 2009 году, после потери своих позиций на АвтоВАЗе и в Поволжье в целом (в результате вытеснения компанией «Рособоронэкспорт»), «СОК» избавился от активов «ИжАвто». Кроме того, в период с 2008 по 2011 годы группа также продала основную часть активов принадлежавших ей предприятий других направлений деятельности, таких как «Самарские оконные конструкции», «АВТОВАЗТРАНС», «Пластик», «Волгомост» (крупнейший актив) и множества других.

В начале 2011 года по подозрению в преднамеренном банкротстве ОАО «ИжАвто» были объявлены в розыск собственник (Ю. Качмазов) и некоторые другие руководители группы «СОК», а также ряд руководителей «ИжАвто».

К концу 2011, после ареста в ОАЭ президента группы Андрея Фролова, компания практически прекратила своё существование.