Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
История Ижавто - Партнеры Ижевского автозавода

 

Главный стратегический партнер Ижевского автозавода - ОАО "АвтоВАЗ"

Ижевский автозавод контролируется лидером российского автопрома – ОАО «АвтоВАЗ», которое одновременно является его главным стратегическим партнером.

ОАО «АвтоВАЗ» (в прошлом Волжский автомобильный завод) – это крупнейший в России и всей Восточной Европе производитель легковых автомобилей. Предприятие включено в Индекс РТС, в котором перечислены 50 крупнейших российских акционерных обществ.

Легковые автомобили, выпускаемые ОАО «АвтоВАЗ», продаются под торговой маркой «Лада» («Lada»). Долгое время это название употреблялось только в отношении автомобилей, экспортировавшихся в Западную Европу. Торговой маркой автомобилей ВАЗ-2107 для рынка стран СЭВ являлось название «Жигули».

Доля концерна в валовом национальном доходе России составляет около 1 %. Основной завод находится в городе Тольятти Самарской области. Лицензионное производство автомобилей «Лада» осуществляется на Украине, в Казахстане, Египте, Эквадоре и Уругвае.

В странах Западной Европы (в основном в Германии и Австрии) продукция компании ассоциируется с простотой технического оснащения, минимальным комфортом и очень низкой продажной ценой нового автомобиля. В период с 1975 по 1995 годы автомобили «Лада» были привычными участниками дорожного движения в странах Запада. Однако в Восточной Германии и Австрии они еще более известны. Для улучшения недостаточного уровня технической оснащенности германский импортер подвергает эти автомобили большому объему доработки. Несмотря на низкие расходы производителя на рекламу, в 2008 году в Германии было зарегистрировано 2 248 новых «Лад». Этот результат оказался лучшим за период с 1998 года.

25 февраля 2008 года французский концерн Renault приобрел 25-процентный блокирующий пакет акций ОАО «АвтоВАЗ». Помимо Renault другими крупными акционерами российского предприятия являются российская государственная корпорация «Ростехнологии» и группа компаний «Тройка Диалог» с 25-процентным пакетом акций каждая. Держателями остальных акций являются сотрудники «АвтоВАЗа». И лишь 8 % акций распроданы широкому кругу мелких и средних акционеров.

Вследствие начавшегося в 2007 году финансового кризиса в 2009 году российский автогигант столкнулся с большими проблемами. Если в первой половине 2008 года компания продала ещё 378 тысяч автомобилей, то в первой половине 2009 года – уже лишь 169 тысяч. С учетом этого руководитель предприятия Игорь Комаров объявил о сокращении численности персонала на 22 тысячи человек, что соответствует приблизительно одной пятой от общей численности сотрудников.

В мае 2012 года в Париже было объявлено о создании Совместного предприятия Renault-Nissan, которое в период до 2014 года должно инвестировать в ОАО «АвтоВАЗ» около 750 миллионов долларов США (около 607 миллионов евро), а взамен получить 74,5 % акций российской компании.

История Волжского автомобильного завода началась в 1966 году, когда правительство Советского Союза приняло решение о строительстве государственного автозавода. Для этого требовался международный партнер, который должен был передать необходимые технологии. Выбор пал на итальянский автоконцерн «Fiat», в котором к тому же были сильны позиции коммунистической партии Италии. На следующий год начались строительные работы в городе Ставрополь Волжский, который в 1964 году был переименован в Тольятти в честь умершего в том же году председателя компартии Италии Пальмиро Тольятти.

В 1966 году компания «Fiat» выпустила на рынок современный автомобиль нижнего среднего класса «Fiat 124» с рабочим объемом двигателя 1 200 см3, который был назван международными автомобильными журналистами лучшим автомобилем года. Одними из причин успеха явились необычно рациональное использование пространства кузова и хорошие для этого класса двигателя ходовые характеристики автомобили. Именно этот автомобиль был адаптирован к российским условиям: для изготовления кузова была применена чуть более толстая листовая сталь (0,9 мм вместо 0,8 мм), и была увеличена мощность отопителя. К тому же ходовая часть была адаптирована к ухудшенным дорожным условиям за счет увеличения дорожного просвета путем использования более длинных пружин и более мягкой настройки амортизаторов. Двигатель был оснащен новой головкой блока цилиндров с верхнерасположенным распределительным валом (аналогичной по своей конструкции тогдашним бензиновым двигателям Mercedes-Benz). Благодаря этому появилась возможность эксплуатации двигателя на нормальном бензине (в то время как «Fiat 124» работал на супербензине), при этом мощность двигателя сохранилась на уровне 44 кВт (60 л.с.). Кроме того, для привода распределительного вала вместо подверженного износу и требующего регулярной замены полимерного зубчатого ремня была применена более прочная приводная цепь. Так появился первый автомобиль «Жигули» модели ВАЗ-2101. В первый год выпуска, 1971, было произведено 200 тысяч автомобилей этой модели, в 1973 году их годовой выпуск достиг 600 тысяч. В качестве оплаты Россия поставляла итальянскому концерну сталь, из которой, начиная с 1971 года, стали изготавливаться все его автомобили. Однако, поскольку российская сталь была низкокачественной, модели «Fiat» 1970-х годов имели значительные проблемы с коррозией, иногда эти автомобили не могли пройти уже второй по счету технический осмотр.

В 2009 году ОАО «АвтоВАЗ» произвело 294 737 легковых автомобилей и благодаря этому вышел на 30-е место среди крупнейших мировых автопроизводителей.

Модели, производные от модели «Fiat 124», сначала были известны под торговой маркой «Жигули», а позже – «Лада». За моделями ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103 (Lada 1500) последовали модели ВАЗ-21011 (Lada 1300), универсал ВАЗ-2102, лучшая модель ВАЗ-2106 (Lada 1600), ВАЗ-21061 с кузовом «Lada 1600» (Lada 1500s) и ВАЗ-21063, также с кузовом «Lada 1600» (Lada 1300s), причем все они были разработаны на базе самой первой модели «Жигулей», производной от «Fiat 124», но имели модифицированный интерьер и экстерьер и оснащались двигателями большего рабочего объема.

На смену первоначальным «Жигулям» пришли седан ВАЗ-2105 (Lada 1300s, с 1979 года) и универсал ВАЗ-2104 (с 1984 года). В 1982 году появилась лучшая модель ВАЗ-2107 (Lada 1500s), а с 1994 года она также стала выпускаться с инжекторным двигателем рабочим объемом 1700 см3. Модели ВАЗ-2104 и ВАЗ-2105 продавались в Германии под торговой маркой «Lada Nova», а в англоязычных странах – «Lada Riva». ВАЗ-2107 некоторое время продавался в Германии под торговой маркой «Toscana». «Лада Спутник» (экспортное название «Samara») (модели ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 und ВАЗ-21099) – это легковой автомобиль, который производился в ОАО «АвтоВАЗ» с 1984 по 2005 годы. Этот автомобиль имел передний привод и независимую подвеску всех колес. Небольшие партии автомобилей ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099 до сих пор собираются на российских («РосЛада», г. Сызрань) и украинских предприятиях (ЛуАЗ, г. Луцк). И хотя объем салона этих моделей не намного меньше, чем у «Жигулей», но всё же критерии определения автомобиля среднего класса в последнее время изменились, так что модель «Samara» стала считаться автомобилем малого класса. «Samara» была разработана в сотрудничестве с подразделением компании «Porsche», занимающимся выпуском двигателей, и продавалась в Германии до 2004 года. Ей на смену пришли модели ВАЗ-2113, ВАЗ-2114 и ВАЗ-2115 (Samara-2), которые не продаются в Германии. В Германии и Австрии вместо модели «Samara» стали продаваться «Lada 110» c кузовом типа «хэтчбек» (с 1996 года), универсал «Lada 111» (с 1998 года) и «Lada 112» с кузовом типа «комби» (с 2000 года).

Модель «Ока» (ВАЗ-1111) – это автомобиль сверхмалого класса, производство которого на «АвтоВАЗе» осуществлялось в период с 1988 по 1995 годы, но затем было передано автозаводу СеАЗ (г. Серпухов) и подразделению КамАЗа заводу ЗМА (г. Набережные Челны). К концу 2008 года производство этого автомобиля было полностью прекращено.

На смену модельному ряду ВАЗ-2110/2111/2112 пришла ныне производимая модель среднего класса «Лада Приора», которая выпускается с кузовами типа «хэтчбек», «универсал» и «комби». Современный модельный ряд «Калина» (выпускается с 2006 года) можно отнести к малому классу автомобилей. На рынке Германии эти автомобили относятся к числу самых дешевых в своем классе.

Автомобиль «Нива» (модель ВАЗ-2121) – это внедорожник, технически реализованный на базе «Жигулей». Эта модель производится практически без изменений с 1977 года и до сих пор продается, например, на рынке Германии. В середине 1990-х годов существовала модернизированная версия этого автомобиля с улучшенным интерьером, измененной задней частью кузова и технически улучшенными компонентами конструкции. Двигатель и многие другие узлы и компоненты этой «Нивы» были заимствованы у «Жигулей», была добавлена лишь современная система впрыска бензина, благодаря которой автомобиль стал отвечать действующим предельным нормам токсичности отработавших газов (экологический стандарт Евро 5). Кроме того, также появилась версия «Нивы» с антиблокировочной системой тормозов (ABS). Этот прочный внедорожник является самым дешевым полноприводным автомобилем на немецком рынке и находит применение, например, в сфере лесного хозяйства. При строительстве Евротоннеля под проливом Ла-Манш также использовался целый парк «Нив». Для внутреннего рынка России кроме 2-дверной базовой модели выпускался и выпускается целый ряд модифицированных версий с удлиненным, в том числе и 4-дверным кузовом. Увеличенная по размеру новая «Нива» («Chevrolet Niva», модель ВАЗ-2123) производится с 2004 года в сотрудничестве с компанией «General Motors» совместным предприятием «GM-АвтоВАЗ». Однако этот автомобиль до сих пор можно купить лишь в странах СНГ под торговой маркой «Chevrolet».

Автомобиль малого класса «Лада Калина» (модели ВАЗ-1117/1118/1119) выпускается с 2004 года. С сентября 2006 года версия «хэтчбек» ВАЗ-1118 вышла на рынок Германии, а с начала 2007 года здесь также появилась версия «комби» ВАЗ-1119; модель «универсал» ВАЗ-1117 продается в Германии с первого квартала 2008 года.

С 1998 по 2006 годы ОАО «АвтоВАЗ» производило минивэны ВАЗ-2120 «Надежда».

На Международной автомобильной выставке IAA 2007 во Франкфурте-на-Майне был представлен новый «хэтчбек» «Лада Приора» ВАЗ-2170, который продается в Германии с ноября 2008 года. Кроме того, в настоящее время на рынке этой страны также представлены версия «комби» ВАЗ-2172 и версия «универсал».

Предприятие планирует значительно изменить дизайн моделей «Лада», и представило на Женевском автосалоне 2007 года концептуальный автомобиль «Lada C», который с 2011 года серийно выпускается под торговой маркой «Лада Гранта». Этот автомобиль разработан в сотрудничестве с компаниями «Renault» и «Nissan» и должен выйти на международные рынки как самая дешевая модель легкового автомобиля. Названия будущих родственных моделей пока не известны.