...Сегодня в комитете профсоюза Ижевского автозавода особенно многолюдно. Съехались гости — представители соревнующихся предприятий. Заранее определены комнаты, в которых будут подводиться итоги соревнования на всех «этажах» — от наладчиков до производств.

В любую из комнат загляни — почувствуешь, что страсти накалены до предела. Не охлаждают этого пыла вентиляторы, не помогает минералка, которую гостеприимно предлагают хозяева.

Каждая делегация отстаивает свое право на первенство, каждая хочет вернуться домой «на коне». Действительно, это очень непросто —представлять свое предприятие на такой встрече. С одной стороны, почетно, с другой — ответственно: ведь тебя делегировал многотысячный производственный коллектив. Такие встречи бывают раз в квартал — то в Ижевске, то в Перми, то в Уфе, а то во Владимире или Омске.

Составы делегаций определены четко: лучшие наладчики, лучшие бригадиры, мастера, начальники цехов, кроме них — представители администрации, партийной, профсоюзной, комсомольской организаций.

Слово «лучшие» здесь употребляется в совершенно точном его значении. Чтобы помериться силами с лучшими наладчиками соревнующихся заводов, нужно выйти победителем в этой профессиональной группе у себя дома. Такое же условие существует для бригадиров, руководителей участков, цехов. Иными словами, действует своеобразная олимпийская система.

К ней автозаводцы и их партнеры по соревнованию шли долго и упорно. Отбрасывали одни варианты, утверждали другие и снова подвергали их сомнению. Во время очередных встреч подолгу держали совет директор автозавода В. Е. Бочкарев, секретарь парткома Ю. Г. Пищальников, председатель комитета профсоюза Л. М. Трухин, его заместители А. К. Кижаев и Г. И. Черных, начальник автопроизводства Ижевского механического завода Н. К- Овчинников, секретарь парткома этого предприятия И. Т. Черноскутов, уфимские и пермские товарищи.

Что же было предметом разногласий и поисков? Договорная система имела свои преимущества, но не лишена была и недостатков. Основной из них, пожалуй, состоял в том, что в центре межзаводского соревнования длительное время находился узкий круг людей. Скажем, соревнуются четыре участка, и всякий раз их руководители включаются в составы делегаций по подведению итогов. Многих это не удовлетворяло: мол, одни и те же ездят. И действительно, такая «стабильность» лишала основную массу работников стимула в межзаводском соревновании, подрывала интерес к нему.