Условия трудового соперничества
Многие годы отрабатывались условия трудового соперничества. Нельзя утверждать, что сегодня они абсолютно совершенны. Однако накопленный опыт привел к выработке системы, которая охватывает все «этажи» производственной лестницы. Разработаны условия. Они четко определяют, на что должно быть направлено соревнование в каждой профессиональной группе, среди бригад, участков, цехов, отделов. Эти критерии помогают объективнее определить победителей, по заслугам поощрить их.
Могут сказать: на бумаге гладко, а в жизни? Безусловно, интерес к первенству, к достижению наилучших результатов должен всемерно поддерживаться, «подогреваться» определенными стимулами. Их поиску на заводе было уделено особое внимание. Выяснилось, например, что премия за место в соревновании цехов мало кого заинтересовывает в улучшении конечных результатов, повышении качества продукции, культуры производства. Во-первых, размер ее был настолько мал, что мог иметь чисто символическое значение. Во-вторых же, сам по себе рубль при снижении его покупательной способности тоже стал утрачивать свое стимулирующее значение. Так чем же заинтересовать коллектив цеха, чтобы он работал во всех отношениях хорошо, стремился иметь не только свой благополучный результат, но и не подводил соседа, четко выполнял договорные обязательства? Партийная, профсоюзная организации завода внесли предложение дополнить прежнюю систему морального и материального стимулирования новыми элементами. В частности, в связи с острой нуждаемостью рабочих и служащих в жилье решено было выделять цеху-победителю дополнительную квартиру. Это придало состязательности цехов новый импульс. Началась борьба не на шутку. При этом во главу угла были поставлены такие приоритетные показатели, как своевременность поставок узлов и деталей на главный конвейер, снижение брака, экономия ресурсов. Приведенный в действие механизмом соревнования, лучше заработал внутризаводской хозрасчет.
Но в силу своей специфики автозавод не может ограничивать соревнование рамками предприятия. При таком замкнутом подходе оно будет неэффективным. Можно не иметь ни одного отстающего цеха и даже участка, однако достаточно серьезного срыва внешних поставок, и график выпуска автомобилей будет немедленно сорван.
Следующая > |
---|